Глобальная экологическая проблема

По мнению экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ), в долгосрочной перспективе мир должен ожидать устойчивого роста цен на сырьевые товары, тотальной нехватки ключевых ресурсов. В ближайшие десятилетия макроэкономические проблемы, теневая экономика и ресурсные ограничения роста создадут самые большие проблемы.

Важнейшим этапом, подтверждающим глобальный характер экологической проблемы, стало проведение широкомасштабной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., в работе которой приняли участие представители 178 государств и множество межправительственных и неправительственных организаций. Конференция, как известно, завершилась принятием Повестки дня на XXI век, Декларации по окружающей среде и развитию, Принципов лесоводства (не имеющего обязательной силы заявления с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов). Кроме того, в ходе работы конференции были открыты для подписания два важнейших документа — Конвенция о биологическом разнообразии и Рамочная конвенция об изменении климата.

Международное сообщество государств к глобальной экологической проблеме вновь обратилось спустя 10 лет после конференции в Рио-де-Жанейро — в августе — сентябре 2002 г. на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. Участникам Йоханнесбургского саммита предстояло обсудить состояние окружающей среды в мире. О значимости данной встречи свидетельствует количество участников — представителей 196 государств, специализированных учреждений ООН, других межправительственных и неправительственных организаций.

На саммите была принята Декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию.

Хотя названные документы носят декларативный характер, но их положения обсуждались на Всемирном саммите (2005 г.), а также включались в международно-правовые акты.

Более того, в соответствии с рекомендациями участников Йоханнесбургского саммита в системе ООН была создана Комиссия ООН по устойчивому развитию.

Глобальный характер международной экологической проблемы выразился также в том, что за короткий исторический промежуток времени (в течение около 50 лет) было принято большое количество международных соглашений по охране окружающей среды, предметами правового регулирования которых стали защита атмосферы, озонового слоя Земли, флоры и фауны, биоразнообразия, морских и других водных ресурсов, лесов, диких животных, космического пространства, Антарктики и других объектов планеты.

Однако многие международные соглашения в данной сфере оказались бездействующими ввиду невступления их в обязательную юридическую силу, тем не менее они приобрели характер обычной международной нормы и нормы «мягкого» права .

Следует также отметить низкую эффективность реализации государствами международных экологических норм. Прежде всего это связано с экономической политикой государств, транснациональных корпораций и бизнес-структур, которые крайне неохотно идут на расходы для нужд охраны окружающей среды.

Приоритет экономических интересов над экологическими, их несбалансированность приводят к таким негативным последствиям в природной среде, которые не восполняются или вообще полностью или частично утрачиваются как естественный объект окружающего мира. Об этом, в частности, свидетельствует современное экологическое состояние России.

На ее территории продолжается интенсивное загрязнение природной среды. Все больше регионов становятся опасными для проживания. На 15% территории России, где проживает более половины населения, состояние окружающей среды не соответствует норме. Не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и 20% подземных источников питьевого водоснабжения. Только 11 — 13% всех водных объектов страны находится в состоянии экологического благополучия. Аналогичное положение наблюдается и в состоянии лесного хозяйства, возрастает объем образования отходов, ежегодно в атмосферу поступает 20 млн. тонн химических веществ от действующих предприятий и т.д..

На саммите в Йоханнесбурге была поставлена детализированная проблема достижения паритета экологических и экономических ценностей общества. Действенные шаги в направлении достижения паритета связаны и с созданием целостного эколого-экономического механизма устойчивого развития, который должен быть основан на формировании следующей системы взаимосвязанных экологических инструментов:

— разработка эколого-ориентированных национальных счетов, включающих обоснование новых макро- и микроэкономических показателей;

— создание механизма эколого-инновационной деятельности;

— разработка и согласование механизма межстрановых взаимоотношений по охране окружающей среды;

— формирование системы экономических воздействий на экологизацию производства, включая экологизацию налогообложения, торговлю квотами на природопользование и экологизацию банковской политики;

— учет экологического фактора при приватизации;

— учет факторов приемлемого экологического риска при принятии хозяйственных решений, включая экологическое страхование.

Глобальная экологическая проблема ввиду ее особой остроты и важности стала рассматриваться на международных конференциях (из последних по вопросам изменения климата Земли: в 2009 г. — встреча в Копенгагене с участием глав государств и правительств, в 2010 г. — в Канкуне (Мексика), в 2011 г. — в Дурбане (ЮАР). Под воздействием международных норм и рекомендаций стали создаваться международные и внутригосударственные природоохранные органы и учреждения, а также активно приниматься внутригосударственные акты по охране окружающей среды.

Признание права человека на здоровую окружающую среду стало конституционной нормой многих государств. Растет число стран, национальное законодательство которых предусматривает правовую защиту окружающей среды и ответственность за его нарушение.

В Российской Федерации главным правительственным органом, на который возложена ответственность по контролю за состоянием окружающей среды и повышением ее качества, является Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды России). Аналогичные правительственные органы созданы и в других государствах.

Глобальная экологическая проблема требует тесного сотрудничества государств и международных организаций по разработке международных норм в данной сфере, их имплементации государствами, координации деятельности государств в данной области со стороны учреждений ООН, региональных организаций, вплоть до создания Организации международного управления в сфере охраны окружающей среды с полномочиями, обязательными для выполнения государствами.

Еще одной важной проблемой в данной области является повышение повсеместно экологического образования не только лиц, принимающих решения по экологическим вопросам, но и всех граждан. Осознание обществом необходимости охраны окружающей среды требует овладения знаниями по широкому кругу экологических вопросов. Растет экологическая активность населения, создаются неправительственные организации в защиту объектов природы, общественность активно участвует в мониторинге окружающей среды, международно-правовые акты предусматривают ее право обращаться в судебные учреждения по этим вопросам (Орхусская конвенция 1998 г.).

Эти факторы свидетельствуют о необходимости введения в школьные, среднетехнические и вузовские программы предмета «Экология», создания системы послевузовского образования для лиц, принимающих решения в сфере охраны окружающей среды.

Каждый человек в соответствии с императивной нормой международного права имеет право на благоприятную окружающую среду и соответственно право на своевременную и достоверную экологическую информацию и на возмещение ущерба в связи с экологическим правонарушением.

Как отметил в свое время профессор О.С. Колбасов, для выживания человечества нельзя ограничиваться только мерами природоохранения, а необходимо подчинить всю человеческую жизнь научно обоснованным экологическим требованиям. Каждый шаг человека в любом направлении его деятельности должен быть экологически корректным. Пришло понимание того, что требуется сложная, внутренне организованная, функционирующая в глобальных масштабах система правовых норм, способная обеспечить экологический правопорядок в жизни сменяющихся поколений людей, в сотрудничестве государств и народов

Из учебника «Международное экологическое право», отв. ред. Р.М. Валеев. М.: Статут, 2012.


Посмотрите также:

Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе