В настоящее время в связи со все более возрастающими объемами захоронения отходов на свалках и полигонах, все более остро ставится вопрос об увеличении доли утилизации отходов.
Производство автомобильных шин в огромных количествах привело к тому, что и отходы изношенных покрышек достигают внушительных объемов. Только одна Москва «производит» около 70 000 тон изношенных шин в год.
По данным Европейской Ассоциации по вторичной переработке шин (ЕТРА) в 2000 году общий вес изношенных, но непереработанных шин достиг:
в Европе-2,5 млн тонн;
в США-2,8 млн тонн;
в Японии-1,0 млн тонн;
в России-1,0 млн тонн.
Изношенные шины – это источник экологической, пожарной и биологической опасности для человека:
шины, если их закопать в земле, будут разлагаться более ста лет, поэтому такие действия запрещены во многих странах на законодательном уровне;
отработанные шины очень пожароопасны, их возгорание весьма трудно ликвидировать;
свалки использованных шин являются пристанищем для пресмыкающихся, грызунов и насекомых.
Американские и шведские специалисты провели исследование, в результате которого выяснилось, что покрышки — довольно опасная часть автомобиля: пыль, возникающая вследствие износа резины, может вызывать серьезные заболевания.
Например, только в одной Швеции в атмосферу ежегодно выбрасывается около 10 000 тонн резиновой пыли. В Лос-Анджелесе ежедневно выбрасывается около 5 тонн (и это при том, что Лос-Анджелес считается экологически чистым городом). А всего же во всем мире количество этих выбросов составляет более 1 миллиона тонн. Путем простых расчетов шведские ученые определили, что каждый день обычный гражданин Швеции вдыхает 6 граммов резиновой пыли, а американец — 13.
Что же касается России, то по предварительным оценкам этот показатель может доходить до 20 граммов на человека ежедневно.
Выброшенные на свалки либо закопанные шины разлагаются в естественных условиях не менее 100 лет. Даже если резина не эксплуатируется, она выделяет определённое количество химических веществ (всего их может насчитываться до 100). Наиболее вредными канцерогенами являются бензапирен и другие полиароматические углеводороды, которых в шинах обнаружено до 15 соединений. Все эти вещества входят в список опасных токсикантов, который составляют Международная организация по исследованию рака и Агентство по охране окружающей среды США.
По оценкам исследователей, в резиновой пыли содержится больше канцерогенных веществ, чем в выхлопных газах двигателей, которые до этого считались традиционными источниками загрязнения окружающей среды.
«Бытовые отходы четвертого класса опасности», вот чем становятся обыкновенные шины после того, как в них перестает нуждаться автолюбитель. Поэтому правительства разных стран, в том числе и России, все больше внимания уделяют экологической безопасности. Заинтересованность органов власти в решении этого вопроса может иногда проявляться даже в выделении денежных средств из федеральных и местных бюджетов.
Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе