С 15 июля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за исключением отдельных норм. Его принятие связано с реализацией Российской Федерацией международных обязательств, принятых в рамках Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Вена, 5 сентября 1997 г.), которая была ратифицирована Российским государством в апреле 2006 г. Кроме того, по оценкам специалистов, в настоящее время на территории России накоплено от 500 до 600 млн. т радиоактивных отходов, большая часть из которых относится к так называемым особым радиоактивным отходам, создающим огромную потенциальную опасность радиоактивного загрязнения окружающей среды. Отсутствие действенных механизмов ставит перед государством задачи, требующие глубокого осмысления новых подходов, новых форм и методов правового регулирования в области обращения с радиоактивными отходами.
Впервые в российской истории предпринята попытка создать единую государственную систему по обращению с радиоактивными отходами, причем национальную правовую систему, универсальную, распространяющуюся на все отношения по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению отходов, на все организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.
Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами» определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, Государственной корпорации «Росатом» по регулированию и контролю в сфере обращения с радиоактивными отходами, устанавливает требования по хранению и захоронению радиоактивных отходов, а также по осуществлению контроля за радиационной обстановкой и радиационному мониторингу. Кроме того, в целях сокращения и предотвращения аварий при обращении с радиоактивными отходами на территории России на их производителей возлагаются дополнительные обязанности по финансовому обеспечению деятельности, связанной с обращением радиоактивных отходов.
Подробно регулируются отношения по учету и контролю всех радиоактивных отходов, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе отношения по регистрации радиоактивных отходов и пунктов их хранения.
В Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами» включены новые для российского законодательства институты и нормы: национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами, в полномочия которого прежде всего входит осуществление мероприятий по безопасному захоронению радиоактивных отходов; специализированные организации, которые на платной основе будут выполнять работы и оказывать услуги по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению отходов; формирование специализированного резерва за счет отчислений производителей радиоактивных отходов для финансирования мероприятий по их захоронению; и т.п.
Комментарий носит научно-практический характер. Его основная цель — разъяснение норм Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами» для их правильного толкования и применения на практике. Автор не претендует на бесспорность своих суждений, но надеется, что, несмотря на дискуссионность ряда разъяснений, комментарий даст читателям ориентир в сложных вопросах применения Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами».
Из введения к книге Матиящук С.В. «Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2012.
Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе