Экологический кодекс Франции

В целях заимствования европейских достижений в экологической сфере настоящая статья рассказывает об опыте Франции в части кодификации и систематизации экологических норм и финансового обеспечения охраны окружающей среды.

Одобренный во Франции несколько лет назад фундаментальный Экологический кодекс (Code de l’Environnement) является одним из первых примеров кодификации экологических норм в Европе. Его законодательная часть (Partie Ligislative) была принята в качестве приложения к Ордонансу N 2000-914 от 18 сентября 2000 г., подписанного Президентом Французской республики <*>. Составной частью Кодекса является также подзаконная часть — Декреты Государственного Совета (Partie Reglementaire — Decrets en Conseil d’Etat). Кодекс представляет собой систематизированный свод норм, относящихся к экологической сфере. Последние масштабные изменения в него были внесены Законом N 2003-699 от 30 июля 2003 г. о предупреждении технологических и природных рисков и возмещении ущерба и Законом N 2004-809 от 13 августа 2004 г.

Нормы Кодекса регулируют куда более широкую сферу отношений, чем это принято в России. Чтобы увидеть это, достаточно обозначить структуру Кодекса. Его законодательная часть состоит из 7 книг (Livre).

Книга I «Общие положения» состоит из 5 разделов (Titre): основные принципы (раздел I), информация и участие граждан (раздел II), учреждения (раздел III), ассоциации в области охраны окружающей среды (раздел IV), финансовые положения (раздел V).

Книга II «Физические среды» включает 2 раздела: вода и водные среды (раздел I), воздух и атмосфера (раздел II).

Книга III «Природные пространства» содержит 6 разделов: опись и оценка естественного достояния (раздел I), побережье (раздел II), парки и заповедники (раздел III), участки (раздел IV), пейзажи (раздел V), доступ к природе (раздел VI).

Книга IV «Фауна и флора» состоит из 3 разделов: охрана фауны и флоры (раздел I), охота (раздел II), рыбная ловля в пресной воде и управление рыбоводческими ресурсами (раздел III).

Книга V «Предупреждение загрязнений, рисков и вреда» — самая крупная по объему и включает 8 разделов: классы установок для охраны окружающей среды (раздел I), химические продукты и биоциды (раздел II), генетически модифицированные организмы (раздел III), отходы (раздел IV), особенные положения для некоторых сооружений или установок (раздел V), предупреждение природных рисков (раздел VI), предупреждение звуковых помех (раздел VII), охрана условий жизни (раздел VIII).

Книга VI посвящена положениям, применимым в «заморских территориях» (Новой Каледонии, Французской Полинезии и других), а книга VII — охране окружающей среды в Антарктике.

Массив законоположений в Кодексе весьма значителен, он содержит наиболее важные и принципиальные нормы и не носит исчерпывающего характера. Его текст изобилует множеством прямых отсылок к другим кодексам, законам и декретам. Создание Кодекса происходило путем инкорпорации (включения) в его текст ранее принятых законов. Например, в сфере управления отходов — это известный Закон N 75-633 от 15 июля 1975 г. об удалении отходов и восстановлении материалов, нормы которого включены сегодня в книгу V раздел IV «Отходы», а точнее — в главу I «Удаление отходов и восстановление материалов». Аналогом этих норм в России являются требования Федерального закона «Об отходах производства и потребления», имеющие, правда, существенные отличия от французских норм.

Так, например, статья L.541-1 Кодекса главные цели в сфере управления отходами формулирует следующим образом:

— «предупреждение или сокращение производства и негативного воздействия отходов, в частности, от промышленной и торговой деятельности;

— организация надлежащей перевозки отходов с ограничением расстояния и объема;

— оценка отходов применительно к их вторичному использованию, рециклингу или иным действиям, направленным на получение из отходов многократно используемых материалов или энергии;

— обеспечение публичности информации о воздействиях на окружающую среду и общественное здоровье в результате операций, связанных с производством и удалением отходов, при условии соблюдения правил конфиденциальности, предусмотренных законом, а также мер, предназначенных предупреждать об этом или компенсировать неблагоприятные воздействия».

Здесь же даются следующие определения терминов:

«Отходы в смысле настоящей главы означают любые полученные в результате процессов производства, трансформации или использования вещества, материалы или продукты, оставленные (выброшенные) владельцем или которые он намеревается оставить (выбросить) или от которых намерен избавиться».

«Конечными отходами в смысле настоящей главы являются отходы, полученные в том числе и в результате обработки отходов, которые не могут быть больше подвергнуты обработке в текущих технических и экономических условиях, в частности путем извлечения утилизируемой части или иным образом уменьшения их вредного или опасного характера».

«Удаление отходов включает операции сбора, транспортирования, хранения, сортировки и обслуживания, необходимые для рекуперации элементов и многократно используемых материалов или энергии… в условиях, позволяющих избегать вредных воздействий».

Главное требование при обращении с отходами сформулировано во Франции так: «Любое лицо, производящее отходы или владеющее ими в естественных условиях, которое оказывает негативное воздействие на почву, флору и фауну, повреждает территории или ландшафты, загрязняет воздух или воды, порождает шумы и запахи и в целом наносит ущерб здоровью человека и окружающей среде, обязано в этом случае обеспечивать или заставлять обеспечивать устранение этого ущерба в условиях, позволяющих избегать вышеупомянутых воздействий» (статья L.541-2).

Согласно статье L.541-5 Кодекса все расходы по выполнению необходимых анализов, экспертиз или технических испытаний несут в зависимости от конкретных обстоятельств лица, владеющие, транспортирующие, генерирующие, передающие (принимающие), экспортирующие или импортирующие отходы. Заметим, что это один из аспектов реализации известного принципа «загрязнитель платит».

Предприятия, которые производят, импортируют, экспортируют, уничтожают или транспортируют, осуществляют различные посреднические операции при этом или крупную торговлю отходов, принадлежащих к категориям, определенным Декретом как способные в процессе их удаления причинять негативные воздействия… обязаны предоставлять администрации любую информацию, касающуюся источника происхождения, природы, характеристик, количества, порядка и условий удаления отходов, которые они производят, передают или принимают в качестве груза (статья L.541-7).

Статьи с L.541-11 по L.541-15 Кодекса посвящены «планам удаления отходов». Так, национальный план принимается «ответственным министром окружающей среды для некоторых категорий отходов, список которых установлен декретом Государственного Совета в силу их опасности или особенностей обращения и хранения».

В статье L.541-24 Кодекса предусмотрено такое требование: «специальные промышленные отходы, фигурирующие ввиду их опасных свойств в списке, установленном Декретом Государственного Совета, не могут помещаться в установки по хранению посредством складирования, в которые размещаются другие категории отходов. Начиная с 1 июля 2002 года в установки удаления отходов посредством складирования (длительного хранения) разрешается принимать лишь конечные отходы».

Детализация норм Кодекса, включая изложенные выше, осуществляется прежде всего на уровне правительственных актов — Декретов Государственного Совета, частично включенных в подзаконную часть Кодекса, о которой говорилось выше.

Так, упомянутый французский национальный список отходов содержится сегодня в приложении II к Декрету N 2002-540 от 18 апреля 2002 года о классификации отходов (Dеcret N 2002-540 du 18 avril 2002 relatif а la classification des dechets). Он основан на Европейском Каталоге Отходов (European Waste Catalogue — EWC), одобренном Европейской Комиссией в виде приложения к решению N 2000/532/ЕС от 3 мая 2000 г. <*>. Попутно заметим, что российский Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, предусматривающий 13-значное кодирование, имеет существенные отличия от европейского, устанавливающего 6-значное кодирование категорий отходов


Посмотрите также:

Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе