Гидрокрекинг масла — что это? Установка и катализаторы

Нефтяная промышленность много чего сегодня предлагает автолюбителям. Среди огромного перечня товаров большую нишу занимают разнообразные моторные масла. Владельцы машин привыкли их разделять на минеральные и синтетические, то есть те, которые содержат натуральные вещества и различные химические добавки. А относительно недавно этот товарный ряд пополнили еще полусинтетические масла. К ним относятся жидкости, полученные в результате гидрокрекинга.

Гидрокрекинг масла – суть процесса

Чтобы разобраться в том, что это за масло, нужно понять сам процесс его получения. Гидрокрекингом называют особую обработку нефтепродуктов. Благодаря ей исходное сырье очищается от различных примесей (а их в нефти достаточно) и превращения этих «плохих» фракций в полезные углеводы. В результате получается масло, которое по своим характеристикам очень напоминает чистую синтетику.

» Но главный плюс полусинтетики – относительная дешевизна производства.

Сам процесс получения гидрокрекингового масла очень напоминает производство минерального. Но во время обработки у нефтяного сырья полностью меняется молекулярная структура. Кстати, именно поэтому такие жидкости и называют полусинтетикой – обработка как натурального, а на выходе как синтетика, то есть оно берет лучшее от обоих «собратьев».

Установка гидрокрекинга

Для получения полусинтетических масел используется специальная установка, которая состоит из нескольких важных элементов:

  • для начала сырая нефть подается в камеру, где проходит атмосферная и вакуумная дистилляция, где она превращается в газойль;
  • далее газойль идет непосредственно в реактор гидрокрекинга, где его обрабатывают водородом;
  • следующая камера осуществляет превращение воска при гидроизомеризации, предварительно добавляя в смесь парафин и опять же воздействуя водородом;
  • далее следует гидроочистка под давлением, и снова одним из дополнительных компонентов является водород;
  • после этого полученная смесь еще раз проходит процедуру атмосферной и вакуумной дистилляции, только происходит это в отдельных камерах;
  • после прохода через все блоки на выходе получается полностью очищенные масла, в которых содержание различных примесей не превышает 0,01 процента.

Каждый их перечисленных этапов направлен на единую цель – повысить эксплуатационные характеристики конечного продукта. Например, система депарафинизация, то есть удаление из смеси воска, увеличивает температуру застывания полусинтетического масла.

А во время гидроочистки, когда сырье нагревается и «бомбардируется» водородом, повышается такая характеристика как стойкость масла. И наконец, во время непосредственного гидрокрекинга из исходной смеси удаляются особо вредные примеси – азот и сера.

После всех стадий обработки на выходе получается отличное моторное масло  с нужными характеристиками. И при этом, как уже говорилось выше, сам процесс не сильно затратный, что делает данный товар наиболее востребованным сегодня на рынке автомобильной химии.

Катализаторы гидрокрекинга

В гидрокрекинге применяются различные катализаторы. Они усиливают действие всех процессов и ускоряют получение конечного продукта. В качестве таковых компонентов выступают различные металлические компоненты, относящиеся к III и IV группе.

Применение различных катализаторов зависит еще и от того, какое именно масло нужно получить в итоге. Например, для дизельного топлива используют аморфные щелочные металлы. Для реактивного топлива – щелочные или цеолиты.

А вот универсальными  катализаторами  считаются уже упомянутые цеолиты и драгоценные металлы платиновой группы. Они подойдут и для дизеля, и для реакторного топлива, и для бензина.


Посмотрите также:

Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе