Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 N 1102

«О Федеральной целевой программе «Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996 — 1997 годы»

В целях снижения загрязнения окружающей природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и обеспечения охраны здоровья населения Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу «Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996 — 1997 годы» (далее именуется — Программа).
  2. Определить государственными заказчиками Программы Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет санитарно — эпидемиологического надзора Российской Федерации.
  3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых в установленном порядке из федерального бюджета.
  4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих территории, загрязненные диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, и производства, являющиеся источниками их поступления в окружающую среду, разработать и утвердить в 1996 — 1997 годах по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации целевые региональные программы неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую среду и население, предусмотрев привлечение для их финансирования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ

ОТ ДИОКСИНОВ И ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ

НА 1996 — 1997 ГОДЫ»

 

ПАСПОРТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

«ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ

ОТ ДИОКСИНОВ И ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ

НА 1996 — 1997 ГОДЫ»

 

Наименование Программы            Защита окружающей природной

среды и населения от

диоксинов и диоксиноподобных

токсикантов на 1996 — 1997 годы

 

Дата принятия решения о           Постановление Правительства

разработке Программы, дата ее     Российской Федерации от 18 мая

утверждения (наименование и       1994 г. N 496 «О плане действий

номер соответствующего акта)      Правительства Российской

Федерации по охране окружающей

среды на 1994 — 1995 годы»

Постановление Правительства

Российской  Федерации от

5 ноября 1995 г. N 1102

«О Федеральной целевой

программе «Защита окружающей

природной среды и населения от

диоксинов и диоксиноподобных

токсикантов на 1996 — 1997 годы»

 

Государственные заказчики         Минприроды России

Программы                         Госкомсанэпиднадзор России

 

Основные разработчики             Минприроды России

Программы                         Госкомсанэпиднадзор России

Минздравмедпром России

Росгидромет

Госстандарт России

МГУ им. М.В. Ломоносова

 

Цели и задачи Программы,              Сокращение техногенного

важнейшие целевые показатели      загрязнения природной среды

диоксинами и диоксиноподобными

токсикантами  и минимизация их

вредного воздействия на

здоровье населения на территории

Российской Федерации;

разработка правовых,

экономических и организационных

мероприятий по защите окружающей

природной среды и населения

Российской Федерации от

диоксинов;

создание в Российской

Федерации государственного банка

данных по содержанию диоксинов в

объектах окружающей среды,

продуктах питания, кормах,

промышленной продукции и отходах

производства;

проведение локального

экологического и гигиенического

мониторинга, инвентаризация

диоксиноопасных технологий и

производств;

санитарно-гигиеническая и

медико-биологическая оценка

состояния окружающей среды и

здоровья человека в регионах,

загрязненных диоксинами и

диоксиноподобными токсикантами;

разработка и создание

системы социально-медицинских

мероприятий по диагностике,

профилактике и реабилитации

здоровья населения;

разработка гигиенических и

экологических нормативов

содержания диоксинов и фуранов

в различных объектах окружающей

природной среды, промышленной

продукции, отходах производства

и потребления, питьевой воде,

продуктах питания и кормах;

нейтрализация диоксинов и

ограничение их распространения

в окружающей среде

 

Сроки реализации Программы        1996 — 1997 годы

 

Перечень подпрограмм (разделов)   Раздел 1.  Нормативно-правовое

и основных мероприятий            обеспечение безопасности

окружающей природной среды и

населения

Раздел 2. Экономические и

организационные мероприятия по

обеспечению безопасности

окружающей природной среды и

населения

Раздел 3. Оценка масштабов и

степени загрязнения отдельных

регионов России диоксинами и

фуранами

Раздел 4. Санитарно —

гигиеническая и медико —

биологическая оценка состояния

окружающей природной среды и

здоровья населения в регионах,

загрязненных диоксинами и

диоксиноподобными токсикантами

Раздел 5. Методы и средства

реабилитации территорий и

здоровья населения в регионах,

загрязненных диоксинами и

диоксиноподобными токсикантами

Раздел 6. Разработка

диоксинобезопасных технологий

и методов обезвреживания

диоксинов и диоксиноподобных

токсикантов

Раздел 7. Научно-информационное

обеспечение

 

Исполнители подпрограмм           Научные и научно —

(разделов) и основных             производственные организации

мероприятий                       министерств и ведомств

Российской Федерации,

ответственных за выполнение

заданий, подпрограмм (разделов),

и иные научные и научно —

производственные организации и

коллективы по определению

государственных заказчиков

 

Объемы и источники                7622 млн. рублей (в ценах

финансирования                    I квартала 1995 года)

из федерального бюджета,

в том числе на 1996 год —

3852 млн. рублей и на 1997 год —

3770 млн. рублей

 

Ожидаемые конечные результаты     Сокращение техногенного

реализации Программы              загрязнения природной среды

диоксинами и диоксиноподобными

токсикантами и минимизация их

вредного воздействия на

здоровье населения на территории

Российской Федерации

 

Система организации контроля      Контроль за выполнением

за исполнением Программы          мероприятий Программы

осуществляется в порядке,

установленном для контроля

реализации федеральных целевых

программ

 

1.Состояние проблемы

Одной из глобальных экологических проблем в настоящее время является защита окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов (класс соединений, включающий в себя полихлорированные дибензо-n-диоксины, полихлорированные дибензофураны, бифенилы, другие полиароматические хлорсодержащие вещества). Диоксины образуются в технологических процессах химической, целлюлозно — бумажной, металлургической и других отраслей промышленности, а также при сжигании промышленных отходов, городского мусора, этилированного бензина, дизельного топлива и некоторых других органических веществ. Диоксины относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

Наиболее угрожаемыми по загрязнению диоксинами являются Центральный, Уральский и Северо-Западный экономические регионы России с развитой промышленностью, интенсивным земледелием, где проживает основная часть населения страны.

Являясь чрезвычайно устойчивыми соединениями (период полураспада в почве около 10 лет), диоксины накапливаются в почве, растениях, животных и в организме человека. При достижении определенного уровня накопления диоксинов в организмах происходят опасные генетические изменения, последствия которых для генофонда населения, растительного и животного мира непредсказуемы.

Российская Федерация — единственная из промышленно развитых стран, не проводившая до последнего времени развернутых экологотоксикологических исследований и не имевшая государственной программы по проблеме диоксинов. Данные об опасности диоксинов для человека и результаты выборочного обследования содержания этих ксенобиотиков в природной среде и продуктах питания в Российской Федерации потребовали разработки Федеральной целевой программы «Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996 — 1997 годы» (далее именуется — Программа).

Общая концепция решения проблемы диоксинов исходит из требований Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», реальных социально-политических и экономических условий, объективной оценки диоксиновой опасности для генофонда населения, животного и растительного мира и основывается на анализе данных состояния здоровья населения и результатов выборочного обследования содержания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов в объектах окружающей природной среды, питьевой воде и продуктах питания в Российской Федерации, а также из предпосылки, что решение данной проблемы в первую очередь зависит от отказа от диоксиноопасных производств и технологий.

Обеспечение защиты окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов будет способствовать реализации Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236.

 

  1. Цели и технико-экономическая эффективность Программы

 

Целями Программы являются осуществление системных исследований, научно-технических разработок и решение следующих первоочередных для данного этапа задач по сокращению техногенного загрязнения природной среды диоксинами и аналогичными суперэкотоксикантами и минимизации их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации:

санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей среды и здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;

разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по диагностике, профилактике воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате воздействия этих веществ;

разработка экологических и гигиенических нормативов содержания диоксинов и фуранов в различных объектах окружающей природной среды, промышленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продуктах питания и кормах.

Социальная эффективность реализации Программы достигается:

повышением достоверности и полноты информации о содержании диоксинов в природной среде и продуктах питания;

созданием государственного санитарно-эпидемиологического регистра и разработкой гигиенических и экологических нормативов содержания диоксинов в объектах окружающей среды, питьевой воде, продуктах питания, кормах, в промышленной продукции и отходах производства;

формированием сети аналитических центров по контролю за содержанием диоксинов;

разработкой научно обоснованных рекомендаций по локализации, снижению поступлений этих веществ от известных источников и по реабилитации территорий и здоровья населения в диоксиноопасных районах;

разработкой правовых, экономических и организационных механизмов защиты окружающей природной среды и населения от диоксинов;

проведением локального экологического и гигиенического мониторинга, выявлением источников поступления диоксинов в окружающую природную среду и инвентаризацией диоксиноопасных технологий и производств;

получением объективных данных о санитарно-гигиеническом и медико-биологическом состоянии окружающей среды и здоровья человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;

обеспечением диагностики, профилактики воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате их воздействия.

Технико-экономическая эффективность Программы обеспечивается концентрацией необходимых финансовых и материальных ресурсов, их минимизацией за счет использования перспективных разработок, исключением дублирования в исследованиях и координацией усилий компетентных научно-исследовательских организаций.

Для финансирования научно-исследовательских и опытно — конструкторских работ и мероприятий согласно Приложению, рассчитанных на период 1996 — 1997 годов, необходимо выделение 7622 млн. рублей (в ценах I квартала 1995 года) из средств федерального бюджета.

Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных и иных источников планируется на последующем этапе разработки и реализации региональных программ неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую природную среду и население в соответствии с настоящей Программой.

Трудовые ресурсы для реализации Программы включают в себя специалистов профильных научно-исследовательских учреждений министерств, ведомств и организаций, привлекаемых к выполнению проектов Программы.

Материальные ресурсы для реализации Программы выделяются исполнителям проектов по согласованию с заказчиками в пределах, предусмотренных сметной стоимостью соответствующих проектов Программы.

Экономическая эффективность Программы по критерию предотвращенного возможного экологического ущерба показывает, что предотвращенный ущерб от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую природную среду и здоровье населения при реализации Программы и последующих мероприятий на ее основе, по экспертным оценкам, может составить не менее нескольких десятков триллионов рублей.

 

  1. Основные направления Программы

 

Нормативное обеспечение безопасности окружающей

природной среды и населения

 

Предусматривается разработка и внедрение в практику надзорных служб экологических и санитарно-гигиенических нормативов по контролю за содержанием диоксинов в различных объектах.

 

Экономические и организационные мероприятия по

обеспечению безопасности окружающей природной

среды и населения

 

Предусматриваются разработка системы комплексной экономической оценки ущерба окружающей природной среде от загрязнения диоксинами, базовых нормативов платы за выбросы и сбросы диоксинов в окружающую природную среду, разработка гибкой системы мер экономического стимулирования при создании и внедрении диоксинобезопасных технологий, организация межведомственного научно-технического центра по проблеме диоксинов.

 

Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных

регионов России диоксинами и фуранами

 

Предусматриваются разработка аналитических методик, скриннинговых тест-систем, государственная регистрация и введение в действие отечественных стандартных образцов диоксинов и фуранов, разработка усовершенствованного отечественного хромато-масс — спектрометра, оценка масштабов и степени загрязнения диоксинами районов размещения предприятий целлюлозно-бумажной и химической промышленности.

 

Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая

оценка состояния окружающей природной среды и здоровья

населения в районах, загрязненных диоксинами

 

Предусматриваются проведение анализа данных о состоянии здоровья и разработка основ профилактики и реабилитации здоровья населения в диоксиноопасных регионах.

 

Методы и средства реабилитации территорий и

здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами

и диоксиноподобными токсикантами

 

Предусматривается осуществить разработку мероприятий по реабилитации загрязненных территорий и здоровья населения.

 

Разработка диоксинобезопасных технологий и методов

обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов

 

Предусматриваются разработка технических карт основных диоксиноопасных производств, мероприятий и технических решений по диоксинобезопасным методам переработки твердых бытовых отходов, очистке промышленных выбросов и сбросов, обезвреживанию галогеносодержащих отходов, в том числе отходов целлюлозно-бумажной промышленности, реконструкции диоксинпродуцирующих производств.

 

Научно-информационное обеспечение

 

Планируются создание банков данных, получение и обработка научной информации, подготовка сводных аналитических материалов и докладов по проблеме диоксинов.

 

  1. Механизм реализации и конечные результаты Программы

 

Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками:

Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по экологическим аспектам проблемы диоксинов;

Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации по санитарно-гигиеническим аспектам проблемы.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками Программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает контроль за ходом работ по выполнению государственного заказа государственным заказчиком.

В результате реализации Программы будут:

реализованы правовые, экономические и организационные мероприятия по защите населения и окружающей природной среды от опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов, создана система государственного экологического контроля, разработаны для внедрения в народное хозяйство диоксинобезопасные технологии, методы и средства реабилитации загрязненных территорий;

созданы основы нормативно-правового и экономического регулирования, организации систематического мониторинга и внедрения научно обоснованной системы мер, направленных на реорганизацию промышленного производства в России с целью исключения возможности образования диоксинов как в получаемой продукции, так и на всех стадиях ее производства и утилизации.

Социальная значимость выполнения Программы определяется совокупностью мероприятий, направленных на снижение заболеваемости населения, повышение качества продуктов питания, питьевой воды, защиту здоровья и генофонда населения России от опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.

В результате реализации Программы станет возможным переход к следующему этапу решения проблемы защиты окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов — снижению уровня загрязнения ими территории России до физиологически допустимых норм. Для этого предстоит разработать и организовать систему постоянного мониторинга окружающей среды, реализовать план мероприятий по локализации и снижению уровня загрязнения территории России диоксинами и фуранами, реабилитации здоровья населения, провести реорганизацию диоксинпродуцирующих производств, осуществить внедрение диоксинобезопасных технологий.

 

 


Посмотрите также:

Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе