В целях снижения загрязнения окружающей природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и обеспечения охраны здоровья населения Правительство Российской Федерации постановляет:
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ
ОТ ДИОКСИНОВ И ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ
НА 1996 — 1997 ГОДЫ»
Наименование Программы Защита окружающей природной
среды и населения от
диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов на 1996 — 1997 годы
Дата принятия решения о Постановление Правительства
разработке Программы, дата ее Российской Федерации от 18 мая
утверждения (наименование и 1994 г. N 496 «О плане действий
номер соответствующего акта) Правительства Российской
Федерации по охране окружающей
среды на 1994 — 1995 годы»
Постановление Правительства
Российской Федерации от
5 ноября 1995 г. N 1102
«О Федеральной целевой
программе «Защита окружающей
природной среды и населения от
диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов на 1996 — 1997 годы»
Государственные заказчики Минприроды России
Программы Госкомсанэпиднадзор России
Основные разработчики Минприроды России
Программы Госкомсанэпиднадзор России
Минздравмедпром России
Росгидромет
Госстандарт России
МГУ им. М.В. Ломоносова
Цели и задачи Программы, Сокращение техногенного
важнейшие целевые показатели загрязнения природной среды
диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами и минимизация их
вредного воздействия на
здоровье населения на территории
Российской Федерации;
разработка правовых,
экономических и организационных
мероприятий по защите окружающей
природной среды и населения
Российской Федерации от
диоксинов;
создание в Российской
Федерации государственного банка
данных по содержанию диоксинов в
объектах окружающей среды,
продуктах питания, кормах,
промышленной продукции и отходах
производства;
проведение локального
экологического и гигиенического
мониторинга, инвентаризация
диоксиноопасных технологий и
производств;
санитарно-гигиеническая и
медико-биологическая оценка
состояния окружающей среды и
здоровья человека в регионах,
загрязненных диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами;
разработка и создание
системы социально-медицинских
мероприятий по диагностике,
профилактике и реабилитации
здоровья населения;
разработка гигиенических и
экологических нормативов
содержания диоксинов и фуранов
в различных объектах окружающей
природной среды, промышленной
продукции, отходах производства
и потребления, питьевой воде,
продуктах питания и кормах;
нейтрализация диоксинов и
ограничение их распространения
в окружающей среде
Сроки реализации Программы 1996 — 1997 годы
Перечень подпрограмм (разделов) Раздел 1. Нормативно-правовое
и основных мероприятий обеспечение безопасности
окружающей природной среды и
населения
Раздел 2. Экономические и
организационные мероприятия по
обеспечению безопасности
окружающей природной среды и
населения
Раздел 3. Оценка масштабов и
степени загрязнения отдельных
регионов России диоксинами и
фуранами
Раздел 4. Санитарно —
гигиеническая и медико —
биологическая оценка состояния
окружающей природной среды и
здоровья населения в регионах,
загрязненных диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами
Раздел 5. Методы и средства
реабилитации территорий и
здоровья населения в регионах,
загрязненных диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами
Раздел 6. Разработка
диоксинобезопасных технологий
и методов обезвреживания
диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов
Раздел 7. Научно-информационное
обеспечение
Исполнители подпрограмм Научные и научно —
(разделов) и основных производственные организации
мероприятий министерств и ведомств
Российской Федерации,
ответственных за выполнение
заданий, подпрограмм (разделов),
и иные научные и научно —
производственные организации и
коллективы по определению
государственных заказчиков
Объемы и источники 7622 млн. рублей (в ценах
финансирования I квартала 1995 года)
из федерального бюджета,
в том числе на 1996 год —
3852 млн. рублей и на 1997 год —
3770 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты Сокращение техногенного
реализации Программы загрязнения природной среды
диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами и минимизация их
вредного воздействия на
здоровье населения на территории
Российской Федерации
Система организации контроля Контроль за выполнением
за исполнением Программы мероприятий Программы
осуществляется в порядке,
установленном для контроля
реализации федеральных целевых
программ
Одной из глобальных экологических проблем в настоящее время является защита окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов (класс соединений, включающий в себя полихлорированные дибензо-n-диоксины, полихлорированные дибензофураны, бифенилы, другие полиароматические хлорсодержащие вещества). Диоксины образуются в технологических процессах химической, целлюлозно — бумажной, металлургической и других отраслей промышленности, а также при сжигании промышленных отходов, городского мусора, этилированного бензина, дизельного топлива и некоторых других органических веществ. Диоксины относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.
Наиболее угрожаемыми по загрязнению диоксинами являются Центральный, Уральский и Северо-Западный экономические регионы России с развитой промышленностью, интенсивным земледелием, где проживает основная часть населения страны.
Являясь чрезвычайно устойчивыми соединениями (период полураспада в почве около 10 лет), диоксины накапливаются в почве, растениях, животных и в организме человека. При достижении определенного уровня накопления диоксинов в организмах происходят опасные генетические изменения, последствия которых для генофонда населения, растительного и животного мира непредсказуемы.
Российская Федерация — единственная из промышленно развитых стран, не проводившая до последнего времени развернутых экологотоксикологических исследований и не имевшая государственной программы по проблеме диоксинов. Данные об опасности диоксинов для человека и результаты выборочного обследования содержания этих ксенобиотиков в природной среде и продуктах питания в Российской Федерации потребовали разработки Федеральной целевой программы «Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996 — 1997 годы» (далее именуется — Программа).
Общая концепция решения проблемы диоксинов исходит из требований Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», реальных социально-политических и экономических условий, объективной оценки диоксиновой опасности для генофонда населения, животного и растительного мира и основывается на анализе данных состояния здоровья населения и результатов выборочного обследования содержания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов в объектах окружающей природной среды, питьевой воде и продуктах питания в Российской Федерации, а также из предпосылки, что решение данной проблемы в первую очередь зависит от отказа от диоксиноопасных производств и технологий.
Обеспечение защиты окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов будет способствовать реализации Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236.
Целями Программы являются осуществление системных исследований, научно-технических разработок и решение следующих первоочередных для данного этапа задач по сокращению техногенного загрязнения природной среды диоксинами и аналогичными суперэкотоксикантами и минимизации их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации:
санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей среды и здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;
разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по диагностике, профилактике воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате воздействия этих веществ;
разработка экологических и гигиенических нормативов содержания диоксинов и фуранов в различных объектах окружающей природной среды, промышленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продуктах питания и кормах.
Социальная эффективность реализации Программы достигается:
повышением достоверности и полноты информации о содержании диоксинов в природной среде и продуктах питания;
созданием государственного санитарно-эпидемиологического регистра и разработкой гигиенических и экологических нормативов содержания диоксинов в объектах окружающей среды, питьевой воде, продуктах питания, кормах, в промышленной продукции и отходах производства;
формированием сети аналитических центров по контролю за содержанием диоксинов;
разработкой научно обоснованных рекомендаций по локализации, снижению поступлений этих веществ от известных источников и по реабилитации территорий и здоровья населения в диоксиноопасных районах;
разработкой правовых, экономических и организационных механизмов защиты окружающей природной среды и населения от диоксинов;
проведением локального экологического и гигиенического мониторинга, выявлением источников поступления диоксинов в окружающую природную среду и инвентаризацией диоксиноопасных технологий и производств;
получением объективных данных о санитарно-гигиеническом и медико-биологическом состоянии окружающей среды и здоровья человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;
обеспечением диагностики, профилактики воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате их воздействия.
Технико-экономическая эффективность Программы обеспечивается концентрацией необходимых финансовых и материальных ресурсов, их минимизацией за счет использования перспективных разработок, исключением дублирования в исследованиях и координацией усилий компетентных научно-исследовательских организаций.
Для финансирования научно-исследовательских и опытно — конструкторских работ и мероприятий согласно Приложению, рассчитанных на период 1996 — 1997 годов, необходимо выделение 7622 млн. рублей (в ценах I квартала 1995 года) из средств федерального бюджета.
Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных и иных источников планируется на последующем этапе разработки и реализации региональных программ неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую природную среду и население в соответствии с настоящей Программой.
Трудовые ресурсы для реализации Программы включают в себя специалистов профильных научно-исследовательских учреждений министерств, ведомств и организаций, привлекаемых к выполнению проектов Программы.
Материальные ресурсы для реализации Программы выделяются исполнителям проектов по согласованию с заказчиками в пределах, предусмотренных сметной стоимостью соответствующих проектов Программы.
Экономическая эффективность Программы по критерию предотвращенного возможного экологического ущерба показывает, что предотвращенный ущерб от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую природную среду и здоровье населения при реализации Программы и последующих мероприятий на ее основе, по экспертным оценкам, может составить не менее нескольких десятков триллионов рублей.
Нормативное обеспечение безопасности окружающей
природной среды и населения
Предусматривается разработка и внедрение в практику надзорных служб экологических и санитарно-гигиенических нормативов по контролю за содержанием диоксинов в различных объектах.
Экономические и организационные мероприятия по
обеспечению безопасности окружающей природной
среды и населения
Предусматриваются разработка системы комплексной экономической оценки ущерба окружающей природной среде от загрязнения диоксинами, базовых нормативов платы за выбросы и сбросы диоксинов в окружающую природную среду, разработка гибкой системы мер экономического стимулирования при создании и внедрении диоксинобезопасных технологий, организация межведомственного научно-технического центра по проблеме диоксинов.
Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных
регионов России диоксинами и фуранами
Предусматриваются разработка аналитических методик, скриннинговых тест-систем, государственная регистрация и введение в действие отечественных стандартных образцов диоксинов и фуранов, разработка усовершенствованного отечественного хромато-масс — спектрометра, оценка масштабов и степени загрязнения диоксинами районов размещения предприятий целлюлозно-бумажной и химической промышленности.
Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая
оценка состояния окружающей природной среды и здоровья
населения в районах, загрязненных диоксинами
Предусматриваются проведение анализа данных о состоянии здоровья и разработка основ профилактики и реабилитации здоровья населения в диоксиноопасных регионах.
Методы и средства реабилитации территорий и
здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами
и диоксиноподобными токсикантами
Предусматривается осуществить разработку мероприятий по реабилитации загрязненных территорий и здоровья населения.
Разработка диоксинобезопасных технологий и методов
обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов
Предусматриваются разработка технических карт основных диоксиноопасных производств, мероприятий и технических решений по диоксинобезопасным методам переработки твердых бытовых отходов, очистке промышленных выбросов и сбросов, обезвреживанию галогеносодержащих отходов, в том числе отходов целлюлозно-бумажной промышленности, реконструкции диоксинпродуцирующих производств.
Научно-информационное обеспечение
Планируются создание банков данных, получение и обработка научной информации, подготовка сводных аналитических материалов и докладов по проблеме диоксинов.
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками:
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по экологическим аспектам проблемы диоксинов;
Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации по санитарно-гигиеническим аспектам проблемы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками Программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает контроль за ходом работ по выполнению государственного заказа государственным заказчиком.
В результате реализации Программы будут:
реализованы правовые, экономические и организационные мероприятия по защите населения и окружающей природной среды от опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов, создана система государственного экологического контроля, разработаны для внедрения в народное хозяйство диоксинобезопасные технологии, методы и средства реабилитации загрязненных территорий;
созданы основы нормативно-правового и экономического регулирования, организации систематического мониторинга и внедрения научно обоснованной системы мер, направленных на реорганизацию промышленного производства в России с целью исключения возможности образования диоксинов как в получаемой продукции, так и на всех стадиях ее производства и утилизации.
Социальная значимость выполнения Программы определяется совокупностью мероприятий, направленных на снижение заболеваемости населения, повышение качества продуктов питания, питьевой воды, защиту здоровья и генофонда населения России от опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.
В результате реализации Программы станет возможным переход к следующему этапу решения проблемы защиты окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов — снижению уровня загрязнения ими территории России до физиологически допустимых норм. Для этого предстоит разработать и организовать систему постоянного мониторинга окружающей среды, реализовать план мероприятий по локализации и снижению уровня загрязнения территории России диоксинами и фуранами, реабилитации здоровья населения, провести реорганизацию диоксинпродуцирующих производств, осуществить внедрение диоксинобезопасных технологий.
Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе