Три направления решения проблемы ТБО

Если ориентироваться на ведущие европейские страны (Германию, Австрию, Швецию, Нидерланды, Данию, Бельгию и др.), то выявляются три принципиальных направления решения проблемы:

  • приоритет отдается повторному использованию и переработке ценных компонентов ТБО в качестве вторсырья, ибо многие созданные человеческим трудом продукты попадают в ТБО после разового использования (макулатура, консервные и алюминиевые банки, пластмассовые и стеклянные бутылки и пр.);
  • если повторное использование и переработка невозможны, то отходы должны быть использованы в качестве вторичных энергетических ресурсов (в том числе обезврежены и (или) сожжены);
  • если предыдущие методы неприемлемы, то тогда (и только тогда!) отходы могут быть размещены на полигоне (с соблюдением всех природоохранных норм).

    В Европе создана мощная индустрия вторсырья. По данным Eurostat2005, в ведущих странах ЕС в качестве вторичных материальных ресурсов используют 40–65 % ТБО, сжигают с утилизацией энергии 25– 35 % ТБО, захоранивают менее 20 % ТБО. Для сравнения: в России захоронению подвергают 97–98 % образующихся ТБО (в Москве – 80–85 %), размещая их на экологически опасных свалках (полигонов, на которых в полной мере предусматривается инженерная защита окружающей среды, в России нет).

    Ни в одной сфере человеческой деятельности нет у России такого отставания, как в сфере обращения с отходами.

    В связи с чрезвычайной серьезностью проблемы отходов в цивилизованных странах она решается на национальном и региональном уровнях (и вдобавок в контексте с природопользованием), в России (в соответствии с законодательством) – на уровне органов местного самоуправления!

    В настоящее время в России на государственном уровне не разработаны стратегические подходы к решению задач управления отходами, механизм решения этих задач не раскрыт, отсутствует научно обоснованная концепция и стратегия решения проблемы ТБО.

    Децентрализация ответственности за решение проблемы отходов и передача ее на уровень местного самоуправления резко обострила в стране экологическую ситуацию (особенно когда под флагом развития демократии пошли по пути создания сотен мелких муниципальных образований, в то время как вчера они исчислялись десятками). В результате реформы местного самоуправления число муниципальных образований резко увеличилось и зачастую каждый муниципалитет решает проблему отходов самостоятельно!

    Органы местного самоуправления профессионально проблемой ТБО не владеют, средств на решение проблемы не имеют, поэтому ограничиваются созданием экологически опасных свалок.

    На рынке услуг в России появилась масса компаний, профессионально не владеющих проблемой ТБО и технологически несостоятельных, но, тем не менее, стремящихся занять нишу в системе санитарной очистки города от ТБО. Большая ошибка администрации города – это включение в подобные «игры», когда практические действия сводятся не к созданию продуманной системы управления ТБО, а к строительству случайных промышленных объектов или к применению какой-то одной избранной технологии. Зарубежные фирмы (или авторы) – разработчики неких технологий, предлагающие администрациям городов свои услуги «для мгновенного» решения проблемы ТБО, преследуют лишь одну цель: продать свою технологию или получить под строительство объекта земельные ресурсы (это особенно характерно для Московской области). Закупая подобную технологию, администрация города теряет контроль над ситуацией. Зарубежной фирме совершенно безразлично, как в России решается проблема ТБО – цивилизованно или нет, да и решается ли она вообще.


    Посмотрите также:

    Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе