Об утилизации старой техники

В настоящее время модным трендом у торговых ритейлеров стало проведение мероприятий, связанных с утилизацией старой бытовой техники. Продавцы предлагают покупателям скидку на приобретение нового товара при условии, что тот сдаст в магазин старый. От таких акций выигрывают обе стороны сделки: для продавца это возможность увеличить объем продаж, привлечь в магазин новых покупателей, для покупателя – материальная выгода, а в некоторых случаях решение проблемы по вывозу из дома отработавшей свой срок техники.

Большой экономический словарь А. Б. Борисова дает следующее определение утилизации: это использование ресурсов, не находящих прямого применения, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления. Процесс утилизации направлен на максимальное извлечение всех ликвидных материалов, которые можно продать, и минимизацию отходов, которые невозможно переработать. Посредством утилизации бытовой техники и электроники решается вопрос по охране окружающей среды (про утилизацию электроники подробнее читайте в нашей статье по ссылке).

В мировой практике программы утилизации осуществляются по двум основным моделям. В соответствии с первой моделью расходы по утилизации старой техники лежат на потребителе, согласно второй – их несет производитель. К сожалению, в нашей стране (до принятия специальных законов) эта процедура не находит большого распространения.

Несколько слов о процессе утилизации

Торговые организации не обладают своими мощностями по переработке старой техники и электронного оборудования, а потому привлекают к сотрудничеству перерабатывающие компании. После того как бытовая техника, собранная торговой организацией, попадает на предприятие по утилизации, происходит ее приемка и сортировка по видам, так как переработка каждого вида имеет свои особенности. В первую очередь из техники извлекаются вредные вещества (например, при утилизации холодильников и кондиционеров происходит откачка фреона). Она разбирается (снимается все, что поддается разборке). Из крупной техники удаляются лом черных металлов (крепежи, корпусы), цветные металлы (кабели, трансформаторы и др.), ликвидные пластики, электроника. Кстати, превратившаяся в крошку пластмасса из корпусов телевизоров и радиоаппаратуры применяется при изготовлении бетонной плитки и кирпичей, а дробленое стекло мониторов добавляется в бетонный раствор. Оставшиеся металлические каркасы прессуются (далее они направляются на завод по переработке). Электронный лом (компьютеры, офисная техника) утилизируется особым способом: в перерабатывающей компании он разбирается и отсортированным отправляется на аффинажные заводы, где происходит отделение драгоценных металлов от примесей, из которых впоследствии изготавливаются слитки. По статистике всего 7% от общего объема утилизированной техники невозможно использовать повторно.

Экономическая сущность операции

Как правило, проведение подобных акций весьма затратно для организаций торговли, а зачастую – просто убыточно: утилизацией техники занимаются специальные компании за счет ритейлеров, отдельно оплачиваются транспортные услуги, если согласно условиям акции старая бытовая техника забирается самой торговой компанией прямо из квартир покупателей. Кроме того, в рамках акции покупателям обычно предоставляются скидки на приобретение товара: в зависимости от условий акции скидка может предоставляться на текущую или на следующую покупку. В основном положительный результат от подобного маркетингового хода заключается не в получении прибыли от продажи товара, участвующего в акции, а в приобретении достаточно молодыми компаниями известности на рынке и повышении уже известными лояльности к бренду. Хотя в настоящее время некоторые крупные торговые ритейлеры, делясь опытом и результатами от проведенных акций, отмечают прибыльность данного мероприятия (то есть акция окупается).

С. В. Тяпухин эксперт журнала «Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение»


Посмотрите также:

Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе