Гидроочистка дизельного топлива — что это?

Катализаторы гидроочистки

Как известно почти все виды топлива – дизель, керосин и уж тем более бензин – производится из нефти. В зависимости от состава исходного сырья и способа переработки получают продукты различного качества. И далеко не всегда оно соответствует мировым стандартам. Чтобы улучшить характеристики топлива как раз и применяют процесс гидроочистки.

В ходе обработки из полученного топлива удаляются многочисленные вредные примеси. Среди них сера, азот, смолистые соединения, кислород  и непредельные углеводороды.

Процесс гидроочистки дизельного топлива

В отличие от других процессов переработки нефти, гидроочистка проходит при достаточно мягких условиях. Хотя в ней и задействованы многочисленные процессы, которые оказывают действие на все компоненты, которые содержатся в исходной смеси.

Основные этапы – это насыщение алкеновых связей, насыщение связей ароматических, крекинг алканов, цикланов, алкилбензолов, а также гидроизомеризация цикланов и алканов.

Весь процесс протекает при температурах от 350 до 430 градусов и давлении 3-6 мПа. При этом сама работ может длиться до 10 часов, тут многое зависит от вида катализатора, который применяется для гидроочистки.

Процессу обработки может подвергаться абсолютно различное сырье – как продукты первичной перегонки нефти, так и уже измененные вещества, прошедшие различные термические этапы и добавление катализаторов.

При гидроочистке происходит разрушение вредных примесей, таких как сера, кислород и азот, а также их различные соединения. Продукты разложения насыщаются водородом и преобразуются в ароматические углеводороды. И все это применяется в основном для получения малосернистого или реактивного дизельного топлива.

Катализаторы гидроочистки

Как и в любых процессах обработки, в гидроочистке дизельного топлива применяют катализаторы. Они оказывают положительное воздействие на проходящие реакции, ускоряют работу установок и повышают качество конечных продуктов.

Для конкретного случая чаще всего в ход идут катализаторы гидроочистки, которые состоят из нескольких металлических соединений:

» Например, есть сочетания «алюминия + кобальт + молибден» и «алюминий + никель + молибден».

Первый катализатор гидроочистки дизельного топлива обладает повышенной избирательностью. При нем практически не происходит разрыва химических связей углеводов или насыщения ароматических колец. Но при этом он отлично отщепляет от смеси атомы серы, азота и кислорода. И при этом имеет весьма  высокую термическую стойкость, а значит, не разрушается при воздействии высокой температуры и позволяет использовать себя на протяжении длительного времени.

Катализатор, в котором вместо кобальта используется никель, менее активен при насыщении непредельных соединений. Но зато он больше насыщает ароматические углеводороды. Плюс с его помощью становится побочных продуктов гидроочистки меньше.

Установка гидроочистки

Стандартная установка гидроочистки дизельного топлива состоит из двух отдельных блоков, в которых одновременно может обрабатываться два вида сырья. Плюс имеется система для раздельной циркуляции выделяемого газа. Это дает возможность  его «каскадного» использования в соседнем блоке.

В сам реактор гидроочистки сырье поступает после предварительной термической обработки. При этом подается циркуляционный газ, чтобы немного охладить материал. После этого продукты поступают в сепаратор высокого давления, где происходит насыщение свежим водородом.

При выходе из установки дизельное топливо разделяют на два потока:

  • Один снова нагревают и в качестве рециркулята возвращают в ректор.
  • А второй охлаждают и подвергают водной промывке. Он то и является тем топливом, которое прошло необходимую гидроочистку.

Посмотрите также:

Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе