Риформинг — что это? Каталитический риформинг нефти

Нефть – это один из главных двигателей экономики на протяжении всего 20-го века. И многие страны, в том числе и Россия, на территориях которых расположены огромные залежи этого природного ископаемого, за его счет сказочно богатели и становились мировыми сверхдержавами. Но саму по себе нефть как сырье использовать крайне нерентабельно. Поэтому существует масса способов переработки. И одна из ключевых технологий, которая используется уже на протяжении многих десятков лет, называется риформинг нефти.

Риформинг нефти – история и принцип

Нефтяное сырье, добытое из недр земли, сдержит в себе достаточно ценных элементов. В их числе не только так называемые легкие (светлые) фракции, которые наиболее востребованы в промышленности, но также гудрон, асфальтены и различные смолы.

Чтобы получить из сырья бензин, производится специальная перегонка нефти. Но в результате первичной обработки получается всего 20 процентов нужного топлива. По современным меркам, это очень плохой результат, который делает весь процесс невыгодным. Да к тому же полученный бензин не самого хорошего качества. А говоря профессиональным языком – бензин имеет низкое октановое число.

И чтобы улучшить эти значения, было придумано проводить вторичную переработку. Она то и получила название риформинг. Этот способ изобрели еще в далеком 1911 году. И всего лишь спустя 25 лет, технология стала применяться в промышленных масштабах. Плюс, на протяжении всего времени метод перегонки постоянно совершенствовался. Сегодня это главная технология получения высококачественного топлива.

Каталический риформинг

Сегодня применяют так называемый каталическийриформинг, то есть переработку, которая проходит при помощи специальных катализаторов. Как правило, это различные металлы платиновой группы. Плюс, сам процесс протекает при высокой температуре.

В результате перегонки получаются различные высокооктановые продукты, которые называют риформатами. Есть и еще один неоспоримый плюс – при каталическомриформинге практически отсутствуют выбросы в атмосферу вредных веществ, а значит, он безопасен для окружающей среды.

Катализаторы риформинга

В качестве катализаторов используют различные металлы. Чаще всего речь идет об окиси алюминия, в который еще добавляют крошечные кристаллы платины. Плюс данного реагента в том, что не требуются большие температуры для перегонки. Достаточно нагреть установку до 500 градусов.

Но некоторые компании, которые обладают достаточными финансовыми ресурсами, используют более дорогие металлы. Например, рений, иридий или германий, а также добавляют галогены – фтор или хлор. Это позволяет сделать процесс перегонки более стабильным.

Продукты риформинга

С помощью данной технологии удается получить крайне важные для современного мира продукты. В первую очередь, это особое нефтехимическое сырье – ароматические углеводороды, толуол и бензол. Но главным результатом вторичной перегонки является высококачественный бензин с высоким октановым числом. Этот показатель лежит в границах от 93 до 102.

Причем, процесс получается выгодный с точки зрения расходования сырья. С помощью современных установок удается получить 85 процентов нужных продуктов. А в абсолютных единицах – это почти 500 миллионов тонн нефтехимических изделий высокого качества в год. И все благодаря риформингу.

Установка каталитического риформинга

Установка риформинга представляет собой огромную конструкцию, где главными элементами являются специальные реакторы. Их может быть 3-4 штуки в зависимости от объемов загружаемого сырья и получаемого результата.

В каждом реакторе есть свой неподвижный слой катализаторов, с помощью которых и происходит вторичная перегонка нефти. И все они соединены между собой целой системой труб и многокамерных переходов, в которых при прохождении сырья происходит нагрев до нужной температуры.

Виды каталического риформинга

Сегодня есть масса способов получения ароматических углеводородов. Более того, каждая компания старается придумать свой метод, и надежно потом держит его в секрете. Но если говорить в целом о технологии, то существует только два основных принципа:

  • В первом случае риформинг нефти проводится во всех реакторах одновременно. И как только один из них выработает полностью свой катализатор, он останавливает работу. И ждет, когда остальные завершат перегонку. После этого все реакторы восстанавливают свои катализаторы, и процесс повторяется.
  • Второй случай – непрерывный процесс. Для этого используют специальные регенерирующие системы. В них содержится необходимый катализатор. И как только какой-то реактор риформинга потратит этот элемент, он получает новую порцию. А в это время в установке происходит процесс регенерации катализатора.  В такой схеме, как правило, используют 2-3 установки.

Конечно, второй метод выглядит более эффективным, так как процесс не останавливается. А это позволяет получить больше конечного продукта за меньшее время.


Посмотрите также:

Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе