В настоящее время экологическое законодательство активно и динамично развивается, однако данный процесс сложно назвать по-настоящему эффективным. По мнению выступающего, сужено понимание границ данной отрасли, в связи с чем не всегда точен выбор действенных механизмов реализации эколого-правовых приоритетов.

Дополнительные препятствия на пути формирования целостной и эффективной системы эколого-правового регулирования создают комплексность экологического законодательства и недостаточное применение методов экономического регулирования при решении задач охраны окружающей среды. Применительно к сфере охраны окружающей среды исключительно важно повышение эффективности правоприменения, поскольку коэффициент полезного действия эколого-правового регулятора во многом зависит от качества реализации субъектами экологического права правовых предписаний.

Обсуждая формы разработки, рассмотрения, содержание проекта Основ экологической политики, целесообразно определиться с потребностями в ней, с тем, какой она должна быть: глобальной, национальной, региональной, местной; государственной, общественной, кооперативной, корпоративной, индивидуальной; если единой, то в каком масштабе; что вкладывается в понятие «экологическая» применительно к политике.

Подходы к рассмотрению содержания экологической политики могут быть различными — казуистически правовыми, нормативистскими, исходящими из требований законодательства и международно-правовых норм либо из складывающейся в мире и в стране ситуации, из современных реалий социально-экономического и экологического развития Земли, континентов, стран, регионов. Основы экологической политики должны учитывать отмечаемые политологами политическую доверчивость и наивность граждан, традиционно патриархальное отношение к природе, а также ориентировать общество на преодоление правового нигилизма. Кроме того, они не должны быть фрагментарными и исключать иные документы, направленные на концентрированное выражение мнений в защиту окружающей среды.

Также стоит отметить отсутствие полноты в регулировании вопросов экологического образования на всех уровнях государственной власти. Экологическое образование должно стать стержнем современного российского образования, в связи с чем в законодательство об образовании должны быть включены соответствующие требования. В частности, нужны положения, закрепляющие необходимость преподавания в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм основ экологических знаний как самостоятельной дисциплины, экологизация и интеграция естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин, включение дополнительных эколого-ориентированных дисциплин. В образовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского профессионального образования необходимо предусмотреть преподавание специальных дисциплин по основам экологии.

По материалам статьи «Государственная экологическая политика и право», Журнал российского права,№11, 2011


Посмотрите также:

Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе